Умный поиск 



Название статьи ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ РЕЛЬСА ПРИ ЕГО КОНТАКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОЛЕСОМ
Авторы

Н.М. Бородачев, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Механика», Национальный авиационный университет Украины, г. Киев, Украина

Г.П. Тариков, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Детали машин, путевые и строительные машины», Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь,Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра."> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Е.М. Акулова, аспирант, Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2016 номер журнала 3 Страницы 53-58
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 539.375 Индекс ББК  
Аннотация Решается задача об определении долговечности рельса в системе «рельс – колесо». При этом приводится новый способ определения долговечности рельса, учитывающий контактный характер взаимодействия рельса и колеса. Этот способ основан на совместном использовании теории контактных задач, механики разрушения и вопросов усталостного разрушения. Определяется закон распределения контактного давления по поверхности эллиптической площадки контакта и ее размеры. Получены формулы для определения нормальных напряжений в точках, расположенных под площадкой контакта. Для этого, в соответствии с гипотезой Герца, при определении напряжений в окрестности площадки контакта головка рельса заменяется упругим полупространством. Определены нормальные напряжения σ11, σ22 и σ33 на оси x3, проходящей через центр площадки контакта и направленной перпендикулярно к ней. Применяя третью теорию прочности, определены координаты наиболее напряженной точки и получены значения главных напряжений σ1, σ2 и σ3 в этой точке. Определена долговечность рельса с использованием эмпирической формулы Мэнсона. По каждому этапу решения задачи рассмотрены числовые примеры.
Ключевые слова контактная задача, долговечность, контактные напряжения, главные напряжения, площадка контакта, головка рельса
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  • Беляев, Н.М. Труды по теории упругости и пластичности / Н.М. Беляев. — М.: Гостехиздат, 1957. — 632 с.
  • Контактное взаимодействие рельса и колеса / Н.М. Бородачев [и др.] // Вестн. Нац. технич. ун-та (Харьковский политехнич. ин-т). — 2014. — № 29. — С. 18–27.
  • Горячева, И.Г. Механика контактного взаимодействия / И.Г. Горячева. — М.: Наука, 2001. — 478 с.
  • Воробьев, А.А. Контактное взаимодействие колеса и рельса / А.А. Воробьев // Вестн. ИрГТУ. — 2009. — № 3. — С. 42–47.
  • Арсеньев, И.Д. Конечно-элементное моделирование и исследование эволюции контактных напряжений при страгивании железнодорожного колеса / И.Д. Арсеньев, Д.В. Шевченко, А.И. Боровков // Вестн. ПНИПУ.
    Механика. — 2011. — № 2. — С. 5–13.
  • Лурье, А.И. Теория упругости / А.И. Лурье. — М.: Наука, 1970. — 939 с.
  • Джонсон, К. Механика контактного взаимодействия / К. Джонсон. — М.: Мир, 1989. — 509 с.
  • Штаерман, И.Я. Контактная задача теории упругости / И.Я. Штаерман. — М.: Гостехтеоретиздат, 1949. — 270 с.
  • Галин, Л.А. Контактные задачи теории упругости и вязкоупругости / Л.А. Галин. — М.: Наука, 1980. — 303 с.
  • Gladwell, G.M.L. Contact problems in the classical theory of elasticity / G.M.L. Gladwell. — Alphen aan den Rijn: Sijthoff and Nordhoff, 1980. — 232 с.
  • Тариков, Г.П. Определение напряжений под площадкой контакта в системе «рельс – колесо» / Г.П. Тариков, Е.М. Акулова // Вестн. ГГТУ им. П.О. Сухого. — 2015. — № 3. — C. 10–18.
  • Коллинз, Дж. Повреждение материалов в конструкциях / Дж. Коллинз. — М.: Мир, 1984. — 624 с.