Умный поиск 



 

Название статьи ПРОБЛЕМА ПЕРЕДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЮ В  ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ: МЕТОД МОНИТОРИНГА ВОСПРИЯТИЯ СЕМАНТИЧЕСКИ БИНАРНОЙ РЕЛЕВАНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ВОДИТЕЛЕМ
Авторы

В.В. САВЧЕНКО, канд. техн. наук, начальник научно-инжинирингового центра «Бортовые системы управления мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ
Год 2019 номер журнала 2 Страницы

14–19

Тип статьи Научная статья Индекс УДК 629.113.06+612.821+612.223+616.2 Индекс ББК  
Аннотация Впервые представлен метод мониторинга восприятия семантически бинарной релевантной информации водителем в высокоавтоматизированных транспортных средствах, учитывающий циркулирующие в бортовых системах транспортного средства информационные потоки, реакции водителя на семантически бинарную релевантную информацию, динамику профессионально важных качеств конкретного водителя в контексте решения передачи управления водителю в высокоавтоматизированных автомобилях, когда бортовые системы транспортного средства не могут поддерживать далее «беспилотный» режим управления, т. е. не соответствуют домену штатной эксплуатации. Рассмотрены текущие основные проблемы безопасности функционирования высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств. Разработана структура системы верхнего уровня для передачи управления водителю в высокоавтоматизированных транспортных средствах. Представлена классификация семантически бинарной релевантной информации и определены существенные факторы, влияющие на восприятие.
Ключевые слова семантически бинарная релевантная информация, готовность к  экстренному действию, домен штатной эксплуатации, коммуникационная платформа, облачные технологии хранения, преобразования и обработки данных, передача управления водителю в  высокоавтоматизированных транспортных средствах, профессионально важные качества, осведомленность о  ситуации, человеческий фактор
   
Список цитируемой литературы
  1. Effects of adaptive cruise control and highly automated driving on workload and situation awareness: a review of the empirical evidence / J.C.F. de Winter [et al.] // VDI Wissensforum [Электронный ресурс]. — Mode of access: https://www.vdi-wissensforum.de/news/effects-of-adaptive-cruise-control-and-highly-automated-driving. — Date of access: 05.04.2019.
  2. Савченко, В.В. Подход к разработке метода передачи управления транспортным средством водителю бортовыми системами в автоматическом режиме / В.В. Савченко, С.Н. Поддубко // Тр. НГТУ им. Р.Е. Алексеева. — 2018. — № 2(121). — С. 181–187.
  3. Кремез, А.С. Опыт разработки и применения компьютерных методов профессиональной психологической подготовки операторов транспортных систем / А.С. Кремез  // Автоматизация в промышленности. — 2014. — № 2. — С. 29–33.
  4. Кремез, А.С. Результаты использования компьютерных методов развития профессионально важных психологических качеств в практике тренажерной подготовки водителей / А.С. Кремез // Автоматизация в промышленности. — 2018. — № 6. — С. 37–41.
  5. Подключенные автомобили: обезопасить с самого начала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/blog/ connected-cars-secure-by-design/17734/.— Дата доступа: 05.04.2019.
  6. Подключенные авто и безопасность данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ccsummit.ru/ru/news/podklyuchennie-avto-i-bezopasnost-dannih-infografika-97360. — Дата доступа: 22.04.2019.
  7. Беспилотные авто и безопасность: в чем главные проблемы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ccsummit.ru/ru/news/bespilotnie-avto-i-bezopasnost-v-chem-glavnie-problemi-97293. — Дата доступа: 22.04.2019.
  8. Савченко, В.В. Методы и средства повышения эффективности функционирования операторов эргатических систем: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.13.09 / В.В. Савченко; Акад. наук БССР, Ин-т техн. кибернетики. — СПб., 1991. — 16 с.
  9. Савченко, В.В. Методы и средства повышения эффективности функционирования операторов эргатических систем (управление уровнем бодрствования, контроль восприятия релевантной информации оператором, алгоритмы повышения эффективности деятельности операторов прецизионных производств / В.В. Савченко // Минск, 1992. — 46 с. (Препринт / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси; № 16).
  10. Устройство контроля функционального состояния человека-оператора: пат. RU 2020871 / Г.Г. Маньшин, В.В. Савченко, Н.Н. Шуневич [и др.]. — Опубл. 15.10.1994.
  11. Савченко, В.В. Методы и средства повышения эффективности функционирования операторов транспортных систем «человек — машина» / В.В. Савченко // Вес. НАН Беларусі. Сер. фіз.-тэхн. навук. — 2005. — № 2. — С. 29–37.
  12. Грекова, Т.И. Кожно-гальваническая реакция как показатель изменений психического состояния / Т.И. Грекова // Физиология человека. — 1975. — Т. 1, № 6. — С. 993–997.
  13. Савченко, В.В. Контроль восприятия информации человеком-оператором в эргатических системах / В.В. Савченко // Эргономическое и организационное обеспечение качества создаваемых и эксплуатируемых систем. — Минск, 1989. — С. 66–72.
  14. Дубовский, В.А. Концептуальная модель системы «водитель — автомобиль — дорога — среда» / В.А. Дубовский, В.В. Савченко // Доклады Национальной академии наук Беларуси. — 2019. — Т. 63, № 1. — С. 112–120.
  15. Справочник по инженерной психологии / под ред. Б.Ф. Ломова. — М.: Машиностроение, 1982. — 368 с.