| Название статьи | ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНХРОННОГО УСРЕДНЕНИЯ В ВИБРОДИАГНОСТИКЕ ТРАНСМИССИОННЫХ СИСТЕМ МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
| Авторы |
Н.Н. ИШИН, д-р техн. наук, доц., начальник НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.М. ГОМАН, канд. техн. наук, доц., начальник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.С. СКОРОХОДОВ, канд. техн. наук, доц., ведущий научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Т.С. ЛОГВИНЕЦ, магистр техн. наук, научный сотрудник отдела динамического анализа и вибродиагностики машин НТЦ «Карьерная техника», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
| В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
| Год | 2025 |
| Номер журнала | 4(73) |
| Страницы | 43–51 |
| Тип статьи | Научная статья |
| Индекс УДК | 621.833.65: 534 |
| Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-4-73-43-51 |
| Аннотация |
Рассмотрены свойства метода синхронного усреднения, ориентированного на выделение информативных составляющих в процессе диагностики зубчатых передач, позволяющего улучшить отношение сигнал/помеха вибросигнала и определить, какой элемент трансмиссионного узла с несколькими вращающимися валами является источником повышенной вибрации. Данный метод обработки виброакустического сигнала позволяет также оценивать состояние отдельных элементов редукторных систем. Показана актуальность использования метода синхронного усреднения в вибродиагностике трансмиссионных систем мобильных машин, обусловленная возможностью усреднения сигналов как для стационарных процессов, так и при изменяющейся частоте вращения. Описан алгоритм метода синхронного усреднения, применяемый в разрабатываемой Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси системе вибромониторинга зубчатых приводов. В рамках дальнейшего развития разрабатываемой авторами комплексной методики выявления, локализации и идентификации зарождающихся повреждений зубчатых колес рассмотрено использование ряда безразмерных дискриминантов при вибродиагностике планетарного редуктора. В качестве примера их применения приведен анализ экспериментальных данных, полученных в результате вибромониторинга технического состояния редуктора мотор-колеса карьерного самосвала. |
| Ключевые слова | мобильная машина, редукторная система, зубчатая передача, техническое состояние, вибрация, синхронное усреднение |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
| Список цитируемой литературы |
|
| Название статьи | РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ КОМПОНЕНТОВ |
| Авторы |
В.С. КАРАБЦЕВ, канд. техн. наук, доц., руководитель службы конструкторских и научно-исследовательских расчетов, ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; доцент кафедры информационных систем, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Российская Федерация; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
| В рубрике | КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕХАНИКА |
| Год | 2025 |
| Номер журнала | 4(73) |
| Страницы | 31–42 |
| Тип статьи | Научная статья |
| Индекс УДК | 629.01.02 |
| Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-4-73-31-42 |
| Аннотация |
Аэродинамика оказывает влияние на многие потребительские свойства транспортных средств и их компонентов — расход топлива, внешний вид, динамику, управляемость, комфорт водителя и пассажиров, а также безопасность, поэтому разработчики затрачивают огромные финансовые средства на продувки натурных образцов и масштабных моделей в аэродинамических трубах и проведение лабораторно-дорожных испытаний на дорогах полигонов. Все большее распространение получает численное моделирование с применением мощных компьютеров, направленное на доводку формы кабин транспортных средств и внешних аэродинамических устройств на ранних стадиях проектирования. В статье представлены обзор методов экспериментальных исследований аэродинамических характеристик транспортных средств и их компонентов и полученные результаты исследований. |
| Ключевые слова | колесное транспортное средство, аэродинамические характеристики, методы исследований, испытания натурных образцов и моделей, коэффициент аэродинамического сопротивления, выбег, распределение давления |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
| Список цитируемой литературы |
|
| Название статьи | ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ |
| Авторы |
А.В. БЕЛЕВИЧ, заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту – начальник НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.В. ЧЕРЕПОК, заведующий сектором проектирования систем верхнего уровня Отраслевой лаборатории по исследованиям, проектированию и испытаниям электромобилей и базовых компонентов электропривода НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. О.П. ВЫСОЦКИЙ, начальник отдела разработки программного обеспечения микропроцессорных систем НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.П. КРАВЦОВ, начальник отдела промышленной робототехники НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
| В рубрике | МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН |
| Год | 2025 |
| Номер журнала | 4(73) |
| Страницы | 18–24 |
| Тип статьи | Научная статья |
| Индекс УДК | 621.8:004.8 |
| Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-4-73-18-24 |
| Аннотация |
Современный этап развития беспилотных транспортных средств характеризуется переориентацией с публичной мобильности на специализированные применения в контролируемых условиях. В данной статье проводится анализ перспективных направлений развития безоператорных технологий в машиностроении. Систематизированы современные достижения в области автономизации трех ключевых отраслей: сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и строительства. На основе сравнительного анализа международного опыта и литературных источников выявлены характерные особенности каждой отрасли: в сельском хозяйстве отмечается переходный этап от систем автоматического вождения к полноценной автономии; в горнодобывающей промышленности демонстрируется успешное промышленное внедрение беспилотных систем с доказанной экономической эффективностью; в строительной отрасли выявлен значительный потенциал интеграции робототехнических комплексов с BIM-технологиями. Особое внимание уделено правовым и инфраструктурным ограничениям, препятствующим массовому внедрению автономного транспорта в сфере логистики и пассажирских перевозок. Представлены результаты исследований и практические разработки в области создания беспилотных транспортных средств для отраслей с ограниченным доступом, выполненные специалистами Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. Результаты исследования обосновывают целесообразность концентрации усилий на разработке роботизированных комплексов для применений в условиях ограниченного доступа, что представляет стратегический интерес для развития отечественного машиностроения. |
| Ключевые слова | беспилотные транспортные средства, роботизированные комплексы, автономные системы, сельскохозяйственная робототехника, карьерные самосвалы, строительная автоматизация, BIM-моделирование |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
| Список цитируемой литературы |
|
| Название статьи | СПОСОБ И ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КУЛИСНОГО МЕХАНИЗМА |
| Авторы |
А.В. КОТОВ, магистр техн. наук, ведущий инженер-конструктор, ОАО «Сейсмотехника», г. Гомель, Республика Беларусь; аспирант кафедры «Механика», Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого, г. Гомель, Республика Беларусь; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Д.Г. КРОЛЬ, канд. физ.-мат. наук, доц., первый проректор, Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого, г. Гомель, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
| В рубрике | КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕХАНИКА |
| Год | 2025 |
| Номер журнала | 4(73) |
| Страницы | 25–30 |
| Тип статьи | Научная статья |
| Индекс УДК | 621.01 + 631.354 |
| Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-4-73-25-30 |
| Аннотация |
Предложен аналитический способ кинематического анализа кулисного механизма жатвенной части зерноуборочного комбайна с применением теории комплексных чисел с алгоритмом расчета и его программной реализацией. Применение комплексных чисел в кинематическом анализе рычажных механизмов позволяет оптимизировать математические расчеты за счет выполнения только элементарных операций сложения (вычитания) и умножения комплексных чисел. Приведен пример графической визуализации результатов кинематического анализа в математическом пакете PTC MathCAD. Предложенный способ кинематического анализа плоских рычажных механизмов с применением теории комплексных чисел может найти свое эффективное применение в соответствующих инженерных и научных расчетах. |
| Ключевые слова | кулисный механизм, жатвенная часть, кинематический анализ, комплексные числа, метод преобразования координат, алгоритм |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
| Список цитируемой литературы |
|
| Название статьи | КОНЦЕПЦИЯ ГИБРИДНОЙ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ ДЛЯ БПЛА |
| Авторы |
Н.В. КОЧЕТОВ, канд. техн. наук, доц., магистр экономики, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела, ОАО «Приборостроительный завод Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. И.В. ПОДОРОЖНЯЯ, магистр техн. наук, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, ОАО «Приборостроительный завод Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. О.Л. МИРАНОВИЧ, канд. техн. наук, доц., начальник научно-исследовательского отдела, ОАО «Приборостроительный завод Оптрон», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
| В рубрике | ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ |
| Год | 2025 |
| Номер журнала | 4(73) |
| Страницы | 12–17 |
| Тип статьи | Научная статья |
| Индекс УДК | 623.746 |
| Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-4-73-12-17 |
| Аннотация |
Рассматривается процесс совершенствования двухтактных двигателей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Подробно проанализирована система охлаждения и способы эффективного отвода тепла. Традиционно для двухтактных двигателей используют воздушное охлаждение, которое впоследствии рассеивает избыточную теплоту в окружающую среду через поток воздуха. Такие двигатели внутреннего сгорания относительно просты, имеют малый вес, дешевы. В более мощных автомобильных двигателях система охлаждения сложнее. Здесь используется жидкостное охлаждение с применением радиатора, что позволяет существенно увеличить площадь рассеяния избыточного тепла в окружающую среду — воздушный поток. Для увеличения воздушного потока включают специальный вентилятор. Двигатели летательных аппаратов сталкиваются с техническим противоречием: нужен мощный двигатель, но использование водяного охлаждения существенно увеличивает вес воздушного судна. Некоторые зарубежные фирмы, например немецкая Hirth, предлагают двигатели с жидкостным охлаждением для средних мощностей, но они не получили широкого распространения. Авторы предлагают сочетание воздушного и жидкостного охлаждения. Основное теплоотведение осуществляется за счет обдуваемой воздушной струи. В случае повышения температуры двигателя выше критической величины быстрый отвод тепла осуществляется жидкостным охлаждением посредством испарения воды. Парообразование требует много тепла, которое выводится в окружающую среду с образующимся паром. Использование эндотермического явления при парообразовании легло в основу предложенного вида охлаждения двигателя БПЛА. При переходе из одного агрегатного состояния (воды в пар) температура вещества практически не меняется, что позволяет стабилизировать температурный режим двигателя. |
| Ключевые слова | БПЛА, отвод тепла, жидкостное охлаждение, эндотермическое явление, двухтактный двигатель |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
| Список цитируемой литературы |
|