Название статьи ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ДЕМПФЕРА КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ 4-ЦИЛИНДРОВОГО ДИЗЕЛЯ
Авторы

М.А. КЛЕССО, главный конструктор, ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.А. НИКИШЕВ, начальник конструкторского бюро управления главного конструктора, ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. ПРЕДКО, старший научный сотрудник управления главного конструктора, ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.Н. ПЕТРУЧЕНКО, канд. техн. наук, доц., старший научный сотрудник управления главного конструктора, ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ
Год 2021
Номер журнала 4(57)
Страницы 27–32
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 621.43-232.174.001.5:539.319
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2021-4-57-27-32
Аннотация Демпферы крутильных колебаний в современных двигателях внутреннего сгорания применяются не только для снижения знакопеременных касательных напряжений, приводящих к усталостному разрушению коленчатого вала, но и для диагностики коленчатого вала, снижения расхода масла, повышения механического КПД двигателя, снижения шума. Для повышения технического уровня 4-цилиндровых дизелей производства ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» (ОАО «УКХ «ММЗ») предлагается использовать демпфер крутильных колебаний. Выбор параметров демпфера построен на исследовании модели крутильной системы, эквивалентной крутильной системе дизеля 4ЧН 11×12,5. Рассчитаны амплитуды крутильных колебаний носка коленчатого вала при работе двигателя по внешней скоростной характеристике. Установлено, что максимальная амплитуда колебаний соответствует работе дизеля при частоте 1000 мин−1, в этом случае амплитуда закручивания носка коленчатого вала составляет 0,123 град. Для этого режима работы дизеля определены момент инерции маховика жидкостного демпфера и коэффициент демпфирования, обеспечивающие снижение амплитуды крутильных колебаний более чем в 3 раза. Расчетом определено ожидаемое снижение амплитуды крутильных колебаний для других режимов работы двигателя по внешней скоростной характеристике. Во всем исследованном диапазоне частот вращения коленчатого вала амплитуда крутильных колебаний носка при применении демпфера в 3 и более раза ниже чем без демпфера. Для экспериментального уточнения параметров демпфера предложена конструкция демпфера с изменяемым моментом инерции маховика и возможностью замены полиметилсилоксановой жидкости.
Ключевые слова крутильные колебания, коленчатый вал, амплитуда колебаний, эквивалентная крутильная система, демпфер, крутильная жесткость, система дифференциальных уравнений
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Викулов, С.В. Диагностика коленчатого вала судового дизеля по параметрам крутильных колебаний / С.В. Викулов // Ползуновский вестник. — 2013. — № 4–3. — С. 146–150.
  2. Никишин, В.Н. Вибронагруженность и расчет соударения в шестеренчатом приводе масляного насоса при угловых колебаниях коленчатого вала автомобильного дизеля / В.Н. Никишин, А.С. Серпов, В.В. Малышенок // Двигателестроение. — 1987. — № 3. — С. 18–22.
  3. Никишин, В.Н. Угловые колебания коленчатого вала и характеристики дизеля / В.Н. Никишин // Автомоб. пром-сть. — 2007. — № 2. — С. 11–14.
  4. Preliminary selection of basic parameters of different torsional vibration dampers intended for use in medium-speed diesel engines / I. Filipović [et al.] // Transactions of FAMENA. — 2012. — Vol. 36, no. 3. — Pp. 79–88.
  5. Matyja, T. Selection of torsional vibration damper based on the results of simulation / T. Matyja, B. Łazarz // Journal of Vibroengineering. — 2015. — Vol. 17, iss. 8. — Pp. 4069–4077.
  6. Ефремов, Л.В. Теория и практика исследований крутильных колебаний силовых установок с применением компьютерных технологий / Л.В. Ефремов. — СПб.: Наука, 2007. — 276 с.
  7. Яманин, А.И. Динамика поршневых двигателей: учеб. пособие / А.И. Яманин, А.В. Жаров. — М.: Машиностроение, 2003. — 464 с.
  8. Гоц, А.Н. Крутильные колебания коленчатых валов автомобильных и тракторных двигателей: учеб. пособие / А.Н. Гоц. — Владимир: Владим. гос. ун-т, 2008. — 199 с.
  9. Гольдман, С. Гармонический анализ, модуляция и шумы / С. Гольдман; пер. с англ. под ред. Г.С. Горелика. — М.: Изд-во иностр. лит., 1951. — 408 с.
  10. Brusa, Е. Torsional vibration of crankshafts: Effects of nonconstant moments of inertia / E. Brusa, C. Delprete, G. Genta // Journal of Sound and Vibration. — 1997. — Vol. 205, iss. 2. — Рр. 135–150. — DOI: https://doi.org/10.1006/jsvi.1997.0964.
  11. Гоц, А.Н. Методика выбора оптимальных коэффициентов демпфирования для демпферов крутильных колебаний коленчатых валов автотракторных двигателей / А.Н. Гоц // Тракторы и сельхозмашины. — 2019. — № 6. — С. 21–27.