Название статьи СОЗДАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГИБРИДНОГО ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ С МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЛОКАЛИЗАЦИИ
Авторы

С.Н. ПОДДУБКО, канд. техн. наук, доц., генеральный директор, Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А.В. БЕЛЕВИЧ, заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту – начальник НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

И.П. КРАВЦОВ, начальник отдела проектирования систем тягового электропривода отраслевой лаборатории по исследованиям, проектированию и испытаниям электромобилей и базовых компонентов электропривода НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.В. КАЛИНИН, начальник отдела проектирования электромеханических компонентов НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

П.Э. ШАБАНОВ, главный конструктор по автомобильной технике – начальник управления главного конструктора, ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В рубрике МЕХАНИКА МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Год 2025
Номер журнала 2(71)
Страницы 7–14
Тип статьи Научная статья
Индекс УДК 629.33; 621.3
Идентификатор DOI https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-2-71-7-14
Аннотация

Рассматриваются гибридные силовые установки (ГСУ) автомобилей параллельного типа, включающие двигатель внутреннего сгорания (ДВС), один или несколько электродвигателей (ЭД), которые могут работать как совместно, так и по отдельности, планетарный суммирующий механизм, буферную аккумуляторную батарею и систему управления. Показаны различные сочетания режимов работы ДВС и ЭД, обеспечивающие высокую энергоэффективность при движении автомобиля как по шоссе, так и в городских условиях. На основе применения ГСУ данного типа предложена кинематическая схема и компоновка отечественного гибридного грузового автомобиля на шасси автомобиля МАЗ-5340С5 с высокой степенью локализации. Разработана структура силовой установки и конструкция мехатронного модуля ГСУ. Рассмотрены различные варианты режимов работы ГСУ.

Ключевые слова автомобиль, эффективность, гибридная силовая установка, двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель, аккумуляторная батарея, система управления, энергия
  Полный текст статьи Вам доступен
Список цитируемой литературы
  1. Ксеневич, И.П. Технологии гибридных автомобилей: состояние и направление развития отечественной автомобильной техники с комбинированными энергоустановками / И.П. Ксеневич, А.А. Ипатов, Д.Б. Изосимов // Мобильная техника. — 2003. — № 2. — С. 78–82.
  2. Гусаков С.В. Гибридные силовые установки на основе ДВС: учеб. пособие / С.В. Гусаков. — М.: РУДН, 2008. — 109 с.
  3. Ломакин, В.В. К вопросу выбора мощности и алгоритма работы силовой установки гибридного автомобиля / В.В. Ломакин, А.А. Шабанов, А.В. Шабанов // Журнал автомобильных инженеров. — 2013. — № 6(83). — С. 40–45.
  4. Numerical analysis of optimal hybridization in parallel hybrid electric powertrains for tracked vehicles / S. Milićević, I. Blagojević, S. Milojević [et al.] // Energies. — 2024. — Vol. 17, iss. 14. — DOI: https://doi.org/10.3390/en17143531.
  5. Electrified powertrain with multiple planetary gears and corresponding energy management strategy / D. Rajput, J.M. Herreros, M.S. Innocente [et al.] // Vehicles. — 2021. — Vol. 3, iss. 3. — P. 341–356. — DOI: https://doi.org/10.3390/vehicles3030021.
  6. Energy management strategy of dual planetary hybrid electric vehicle based on optimal transmission efficiency / S. Wang, J. Li, D. Shi [et al.] // Journal of Theoretical and Applied Mechanics. — 2019. — Vol. 57, iss. 2. — P. 383–396. — DOI: https://doi.org/10.15632/jtam-pl/104591.
  7. Electric vehicles with two motors combined via planetary gear train / M. De Carlo, G. Mantriota // Mechanism and Machine Theory. — 2020. — Vol. 148. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.
    mechmachtheory.2020.103789.
  8. Singh, J. Investigation of hybrid electrical vehicle using dual mode transmission system / J. Singh, K. Singh // South Asian Research Journal of Engineering and Technology. — 2020. — Vol. 2, iss. 6. — P. 76–80.
  9. Plomer, J. New concept of hybrid drive with multi-gear planetary transmission / J. Plomer // Transactions on Transport Sciences. — 2014. — Vol. 7, iss. 1. — P. 17–26. — DOI: http:// dx.doi.org/10.2478/v10158-012-0050-z.
  10. Series vs Parallel vs Series/Parallel Drivetrains // Union of Concerned Scientists. — URL: https://ucs.org/resources/all-about-drivetrains (date of access 01.05.2025).
  11. Patent US 6592484B1, IPC R16H 3/72; USPC 475/5. Transmission gearbox for parallel hybrid electric vehicles: № 09/635,315: filing date 09.08.2000: publ. date 15.07.2003 / L.-W. Tsai, G.A. Schultz; applicant Tsai Lung Chu. — URL: https://patents.google.com/patent/US6592484B1/en.
  12. Dual axle complex hybrid electric vehicle operating modes (front-hybrid drive train, and the rear electric motor) // ResearchGate. — URL: https://clck.ru/3Lvpbz (date of access 15.04.2025).
  13. Patent US 10619707B2, IPC F16H 3/06 (2006.01), F16H 3/00 (2006.01), F16H 3/46 (2006.01), B60K 6/42 (2007.10); CPC F16H 3/006 (2013.01), B60K 6/42 (2013.01), F16H 37001 (2013.01), F16H 3/46 (2013.01). Multi-mode power split hybrid transmission with two planetary gear mechanisms: № 16/140,645: filing date 25.09.2018: publ. date 14.04.2020 / Z. Pan, H. Peng, S. Jade, J. Schwanke, M. Thoringtonn, N. Ravi, V. Rill; applicant Robert Bosch GmbH University of Michigan Medical School. — URL: https://patents.google.com/patent/US10619707B2/en.
  14. Patent US 8425377B2, IPC FI6H3/72 (2006.01), FI6H 37/06 (2006.01), H02P 17/00 (2006.01), B60K 6/445 (52) (2007.10); USPC 477/5, 477/6, 477/8, 477/15. Multiple-mode power split hybrid powertrain: № 12/767,841: filing date 27.04.2010: publ. date 23.04.2013/ W. Liang, X.Y. Wang, W. Wu, R.A. McGee, M.L. Kuang; applicant Ford Global Technologies LLC. — URL: https://patents.google.com/patent/US8425377B2/en.
  15. Architectures of planetary hybrid powertrain system: review, classification and comparison / L. Wang, Y. Cui, F. Zhang, G. Li // Energies. — 2020. — Vol. 13, iss. 2. — DOI: https:// doi.org/10.3390/en13020329.