Название статьи | ОЦЕНКА ГЛУБИННОЙ КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПОВЕРХНОСТНО УПРОЧНЕННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС |
Авторы |
С.П. РУДЕНКО, канд. техн. наук, доц., ведущий научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. А.Л. ВАЛЬКО, старший научный сотрудник лаборатории металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">valсЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. С.Г. САНДОМИРСКИЙ, д-р техн. наук, доц., заведующий лабораторией металлургии в машиностроении НТЦ «Технологии машиностроения и технологическое оборудование», Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
В рубрике | ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ МАШИН И КОНСТРУКЦИЙ |
Год | 2025 |
Номер журнала | 2(71) |
Страницы | 22–28 |
Тип статьи | Научная статья |
Индекс УДК | 620.178.1 |
Идентификатор DOI | https://doi.org/10.46864/1995-0470-2025-2-71-22-28 |
Аннотация |
Основными факторами, определяющими работоспособность высоконапряженных поверхностно упрочненных зубчатых колес трансмиссий энергонасыщенных машин, являются параметры упрочненного слоя, особенно характер распределения твердости по его толщине. Проанализированы существующие аналитические зависимости распределения твердости по толщине диффузионного слоя поверхностно упрочненных деталей, применяемые для определения глубинной контактной выносливости зубчатых цилиндрических передач. Установлено, что аппроксимирующая зависимость, приведенная в работах В.И. Короткина, более точно соответствует экспериментальным данным, чем приведенная в ГОСТ 21354-87. Показаны результаты расчета поверхностно упрочненных зубчатых колес на глубинную контактную выносливость с учетом данной зависимости на основе определения эквивалентных напряжений по теории прочности Геста–Мора. Выполнено сравнение полученных результатов расчета с данными стендовых испытаний зубчатых колес разного типоразмера, изготовленных из разных марок сталей. Установлено, что для всех вариантов испытанных зубчатых колес глубинное контактное выкрашивание наблюдается только в одной зоне упрочненного слоя — зоне залегания максимальных эквивалентных напряжений. Сделан вывод, что оценку сопротивления глубинной контактной усталости поверхностно упрочненных зубчатых колес достаточно проводить по глубине залегания максимальных эквивалентных напряжений, равной полуширине площадки контакта. Отмечено, что применение методики В.И. Короткина, разработанной на основе обобщенного критерия Лебедева–Писаренко для структурно неоднородного материала, для оценки глубинной контактной выносливости эвольвентных зубчатых передач требует проведения дальнейших исследований. |
Ключевые слова | зубчатые колеса, диффузионные слои, распределение твердости, глубинная контактная усталость, расчет ресурса |
![]() |
Полный текст статьи Вам доступен |
Список цитируемой литературы |
|